Русская каллиграфия - часть русской культуры |
В течение многих веков русская письменность и русская каллиграфия были нераздельно связаны со становлением духовности и культуры русского народа и вносили свой вклад в укрепление национального самосознания.
Ни одна область традиционного русского искусства ни обходилась без использования надписей. Они выступали в облике мозаичных панно, росписей, резьбы по дереву и камню, являлись органичной частью архитектурных ансамблей, внутренних убранств храмов и жилищ. Надписями украшали плащаницы, иконы, изделия из драгоценных металлов, прихотливыми узорами букв опоясывали колокола, церковную утварь и убранство. Красиво написанные буквы были не просто частью украшения изделий, но и тем, что одухотворяет предмет и наполняет его особым содержанием. Русская каллиграфия, глаголица и кириллицаМнения ученых по поводу времени, условий появления и развития славянской письменности весьма противоречивы, так как достоверных сведений немного. Поэтому стили письма можно проследить только с конца Х столетия. В основе славянского письма, русской каллиграфии, положены азбуки, называемые глаголица и кириллица.
Глаголица имеет замысловатую форму букв, больше похожих на рисунки. Древнейшая кириллица, которую еще называют уставом, известна с IХ века. Ее буквы угловатые и тяжеловесные, с прямолинейными линиями. В XIV веке был введен полуустав – упрощенная версия устава, характеризующаяся тем, что буквы там мельче, более округлые, имеющие нижние и верхние удлинения. В XV веке появилась скоропись, вобравшая в себя черты греческого курсива и полуустава. Русская каллиграфия, забытые традицииВ соответствии с изменениями в политике, экономике, культуре и религии изменялось и древнерусское письмо. Запад и Восток в равной степени имели влияние на искусство красивого письма на Руси, но при этом оно оставалось самобытным и сохраняло свое своеобразие. Существовало много различных каллиграфических школ, а при крупных монастырях имелись скриптории, в которых монахи оттачивали свое мастерство. Например, школа Киево-Печерской Лавры, в которой обучался летописец Нестор, школа архиепископа новгородского Макария и школа Иоанна Грозного.
Вследствие реформ, проведенных Петром I, уничтоживших центры монастырской культуры, традиции русской письменной культуры сохранились только у староверов. Довершили все события 1917 года, после которых система чистописания перешла под начало чиновников, игнорировавших традиции отечества и насаждавших чуждую русскому духу культуру письма.
Другие ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Как подготовить выпускника к ГИА
|